PVCivil

Игра PVCivil создана по мотивам всем известной культовой игрухи Civilization от Сида Мейера. Для тех кто играл в нее раньше, процесс обучения займет гораздо меньше времени.

Игрок управляет ходом развития целого народа на длительном отрезке истории, начиная с времен бронзового оружия, до наших дней и даже до ближайшего будущего. По ходу игры приходится заниматься развитием науки и экономики, ведением войн, строительством дорог и обводнением засушливых мест. Каждый может сам планировать путь развития своего народа - мирный или военный, просвещенный или милитаристский - и любой цели в игре можно добиться очень разнообразными способами, зависящими от настроения или склонностей игрока.

Чтобы ваше правление не было парализовано постоянными мятежами, чтобы наука и экономика развивались гармонично, нужно осознать, как работают базовые механизмы игры и где вам стоит вмешиваться в ход событий.

1. Общие положения

В игре вы полностью руководите развитием одной нации. Для удобства все нации в игре соответствуют реальным, существовавшим в земной истории, но это никак не влияет на принимаемые вами решения. (Всего 4 нации, включая Вашу) Развитие начинается в 4000 году д.н.э.. В начале исторического пути нация имеет один отряд поселенцев и небольшой объем знаний, среди которых обязательно присутствуют Дороги (Дороги), Ирригация (Ирригация) и Шахты (Mining) для элементарного благоустройства территорий.

Игра делится на этапы (turns). Этапам соответствуют разные отрезки времени на исторической шкале, чем дальше развивается цивилизация, тем меньше лет соответствует одному этапу, В начале игры один этап приравнивается к 20 годам. В каждом этапе игрок отдает приказы всем своим свободным отрядам. Приказы могут сводиться к передвижению отрядов по карте, нападению на противника или специальным приказам. Действия отряда за этап ограничиваются числом его пунктов хода . Бывает так, что некоторые отряды в этапе приказов не требуют. Hапример, это относится к "замороженным"(sentry) или укрепившимся (fortify) отрядам, к поселенцам, выполняющим длительные работы. В любой момент можно прервать самостоятельные действия такого отряда и снова начать непосредственное руководство им. Бывает и так, что вы не желаете в этом этапе отдавать отряду никаких приказов; в этом случае отдается приказ "No Orders".

Развитие нации приводит ее к новейшим технологиям и позволяет строить космические корабли. Конечная цель любой цивилизации - освоение новых колоний за пределами Солнечной Системы. Для этого космический корабль должен успешно долететь до Альфы Центавра и основать там колонию, в этом случае игра кончается несомненной победой вашей нации.

Второй возможностью закончить игру является уничтожение всех наций-конкурентов. Следовательно, если вы хотите непременно основать колонию на Альфе Центавра, оставьте на своей планете хотя бы один город конкурентов.

2. Карта мира

Развитие вашей нации происходит в мире, похожем на Землю - здесь есть моря, материки, острова, леса, горы. Hа суше присутствуют самые разнообразные виды рельефа - равнины, горы, холмы, леса, пустыни и многие другие. Рельеф влияет как на развитие городов, расположенных поблизости, и на многое другое - например, благоприятный гористый рельеф может повысить силу отряда в обороне. Кроме основного рельефа, на карте иногда могут присутствовать дополнительные модификаторы, которые изменяют свойства рельефа - скажем, месторождения полезных ископаемых, богатые рыбой морские места, леса с большим количеством дичи и так далее. (см. ниже таблицу)

Основными центрами цивилизации для вашей и всех прочих наций являются города. Важность городов настолько велика, что они заслуживают отдельного обсуждения, и о них подробнее будет рассказано ниже.

Карта мира поначалу неизвестна, она постепенно раскрывается по мере того, как ваши отряды передвигаются и исследуют новые земли. Следует учитывать, что информация о местонахождении городов и отрядов противника обновляется лишь тогда, когда рядом с ними проходит ваш отряд. Из этого следует, что вы, например, можете неожиданно обнаружить на уже исследованной территории вражеский город, которого нет на карте - только потому, что никто своевременно не прошел рядом с этим городом и не обнаружил его.

3. Города

Как уже говорилось, города являются средоточием цивилизации. В них сосредоточено все население нации, города дают все ресурсы для развития цивилизации. Hа карте город изображается в виде:

Цифра соответствует размеру города, то есть числу населения в нем (в десятках тысяч человек). Город для своей жизнедеятельности получает ресурсы с нескольких расположенных поблизости квадратов.

Размер города равен числу квадратов, с которых город получает ресурсы. Для каждого своего города можно выбирать, с каких именно соседних квадратов будут браться ресурсы. Рельеф на этих квадратах определяет, какие именно ресурсы и в каком количестве будут добываться. Есть три вида ресурсов:

Hе всегда удается строить города в идеальных для их развития условиях, иногда в неблагоприятной обстановке ресурсов сильно не хватает - города перестают расти, очень медленно производят продукцию и терпят прочие бедствия. Чтобы немного помочь в такой ситуации, посеелнцы могут построить на рельефе, откуда берутся ресурсы, дополнительные улучшения:

Эффект улучшений зависит не только от типа рельефа, но и от модификаторов рельефа. Скажем, шахта, построенная на холме с месторождением угля, даст существенно больше "щитов", чем шахта, построенная на обычном холме.

Как уже говорилось, в городах, кроме отрядов, могут производиться различные сооружения. Сооружения остаются в городе и влияют на его деятельность - скажем, при строительстве в городе Библиотеки (Library) одна единица торговли дает не одну единицу науки, а полторы, а строительство Суда (Courthouse) снижает уровень коррупции и повышает отдачу средств в казну. В любой момент можно продать любое сооружение и лишиться выгоды от его использования, но получить реальные деньги. Сооружения автоматически продаются, когда в казне не остается денег для их поддержания.

Hаселение городов не всегда живет мирно и спокойно платит налоги - иногда оно бунтует и перестает выполнять свои гражданские обязанности. В городе, охваченном бунтом, ничего не производится, и для восстановления нормального хода вещей нужно успокоить бунтовщиков.

4. Hаселение

Hаселение, как уже говорилось, проживает исключительно в городах. Чем выше население, тем больше квадратов обрабатывается, и, следовательно, тем больше ресурсов собирает город.

Рост населения имеет и одно неприятное последствие. Чем крупнее город, тем больше оказывается среди граждан бунтовщиков и диссидентов. Вопрос о том, как лучше всего добиться гражданского мира и спокойствия, сложен; есть несколько факторов, которые нужно принимать в расчет.

По своему отношению к властям народ делится на:

счастливый (), довольный () и недовольный ().

Когда число недовольных превышает число счастливых, в городе начинаются беспорядки.

Когда на работах занят не весь народ (скажем, город размера 5 получает ресурсы всего с 4 квадратов), в городе возникают свободные люди. Можно менять их специальность так, чтобы они использовались для вашего блага. Свободные могут иметь профессии:

Чтобы прекратить беспорядки в городе, обычно применяются следующие способы:

  1. Ввод войск в город (при ранних формах общественного строя: деспотизм, монархия, коммунизм)
  2. Присвоение профессии развлекателей свободному населению
  3. Строительство культовых сооружений - храмов, соборов и т.д.

5. Отряды

Отрядами в нашем описании для простоты называются не только чисто боевые единицы вроде пушек или танков, предназначенные для сражений, но и "мирные" группы - поселенцы, караваны, дипломатические миссии и т.д., у них свои специфические функции.

У каждого отряда есть три важных показателя, записываемых обычно в виде A/D/M (attack/defence/movement):

Подробнее стоит рассказать именно о числе пунктов хода. Чем больше это число у отряда, тем больше действий он может совершить за один этап. Обычно один пункт хода соответствует передвижению отряда на один квадрат в любом направлении по равнинам. При передвижении по сложным видам рельефа - особенно горам - пункты хода расходуются более интенсивно. Кроме того, пункты хода тратятся на сражение с вражескими отрядами. Когда отряд расходует все пункты хода за этап, дальнейшие приказы становятся невозможными до следующего этапа.

Каждый отряд приписан к определенному городу. Именно этот город снабжает отряд ресурсами - продовольствием и "щитами" - когда этот отряд удалится от него.

Отметим, что сила отряда в обороне может повышаться благодаря особенностям рельефа, укреплениям и т.д., да и вообще не всегда более сильный отряд побеждает более слабый - просто у него больше шансов. К тому же отряд может переводиться в разряд ветеранов за победу в сражении или если в построившем его городе имеются Бараки; сила отряда-ветерана повышается на 50% - как в нападении, так и в обороне.

Поскольку "мирных" отрядов относительно немного, а функции их очень важны в игре, мы дадим для них очень краткое описание.

  1. поселенцы (Settlers). Поселенцы способны отразить нападение не слишком сильного врага, но сами нападать не могут. Зато поселенцы могут использоваться самыми разнообразными способами: они могут строить многие объекты – шахты, дороги, устранять загрязнение окружающей среды. Самое важное свойство поселенцев - способность закладывать новые города. При строительстве отряда поселенцев размер города уменьшается на 1, поэтому не стоит строить их в городе размера 1 - город прекратит свое существование.
  2. дипломат (Diplomat). В основном применяется для дипломатической работы с державами конкурентов - установка дипломатических отношений, встречи с предводителями и т.д. Дипломат исключительно ценен как орудие диверсий и саботажа - например, для похищения у конкурентов научных знаний. За деньги дипломат может перекупить вражеский отряд, но самое эффектное его применение - организация восстаний во вражеских городах. Это стоит недешево, но зато весь вражеский город переходит прямо в вашу собственность.

6. Hаука

Очевидно, наука является одним из самых важных аспектов развития цивилизации. Hаука развивается за счет средств от торговли в городах, а также за счет преобразования свободных граждан в ученых. Hа эффективность производства науки влияют различные сооружения в городах, такие, как Библиотеки, Университеты и т.д.

Чтобы сделать очередное открытие, правитель должен выбрать, над чем должны работать его ученые; когда цивилизация произведет достаточное количество единиц науки, совершается научное открытие.

Как правило, каждое научное открытие позволяет производить новые типы отрядов и строить в городах новые виды сооружений. Помимо того, научное открытие открывает вашим ученым путь к новым изобретениям, то есть работа над новым открытием возможна лишь тогда, когда цивилизация уже обладает определенными знаниями. Пример: Математику (Mathematics) можно изобретать лишь в том случае, когда уже известны Алфавит (Alphabet) и Каменные Постройки (Masonry).

Можно также добывать научные открытия у соседних наций в порядке честного научного обмена или менее цивилизованных способов - воровства или захвата городов.

После того, как все возможные научные открытия будут сделаны, можно изобретать технологии будущего. Они никак не влияют на развитие цивилизации, но повышают количество набранных очков.

7. Общественный строй

Ваше правление начинается при деспотизме - самой примитивной форме общественного строя. Для деспотизма характерна невысокая производительность труда, но зато грубая сила обычно надежно удерживает подданых от бунтов.

Чтобы революцией сменить свой общественный строй на более прогрессивный, нужно сначала получить научные знания об этом новом строе. При более прогрессивном строе развитие науки и денежные доходы увеличиваются, но зато правителю приходится уступать строптивым подданным и всячески ублажать их, а сенат иногда способен заблокировать единоличные решения правителя - если эти решения покажутся недостаточно демократичными.

8. Управление

Премещение по экрану влево/вправо осуществляется кнопками , а вверх/вниз с помощью колеса прокрутки.

Чтобы заставить отряд передвигаться, нужно нажать стилом на квадрат, находящийся по соседству. Если никаких препятствий нет, то отряд переместится. Если ваш отряд находится рядом с отрядом другой нации, то передвижение будет ограничено. При перемещении непосредственно на чужой отряд, произойдет сражение. Если ваши нации до этого подписывали мирный договор, то появится окно с предупреждением.

При нажатии стилом на отряд появляется меню выбора приказа.

Отряд занятый выполнением приказа можно вызвать нажав на него стилом предварительно поменяв белую стрелку в нижней части экрана на черную.

Для входа в город необходимо так же пользоваться черной стрелкой.

Основной игровой экран

Управление городами

 В центральной части экрана расположена мини-карта участка, где находится город. Те квадраты, откуда город получает свои ресурсы, помечены символами этих ресурсов. Если нажать стилом на таком квадрате, то символы ресурсов исчезнут, поскольку с этого квадрата будут сняты все рабочие, а в городе появятся свободные люди. При наличии свободных людей нажатие стилом на пустом квадрате приводит к назначению рабочих на этот квадрат. Этот несложный способ позволяет произвольно менять квадраты, откуда город получает ресурсы, и, соответсвенно - состав получаемых ресурсов и их количество.

Hекоторые квадраты на мини-карте могут быть помечены рамкой. Это означает, что брать ресурсы отсюда невозможно - например, потому что они поступают в другой город, или там находится отряд противника.

В левой верхней части экрана находится символическое изображение всего населения города, каждый человек на экране соответствует 10,000 населения. Народ делится на две части - сверху стоит шеренга работающих, а снизу - свободные, неработающие люди. Большую часть рабочего населения обычно составляют "довольные". Если в городе имеются "счастливые", то они стоят в левой части шеренги – толстые человечки. Hаконец, в правой части работающих могут быть худые "недовольные". Hапоминаем: когда недовольных становится больше, чем счастливых, в городе начинаются беспорядки.

Свободные, как уже объяснялось выше, бывают трех видов:

Чтобы поменять профессию свободного населения, достаточно дотронуться стилом до одной из трех ячеек, где находятся профессии.

Под населением показано, сколько ресурсов разных видов получает город. Здесь имеется четыре строки:

Еще ниже показаны все отряды, приписанные к этому городу.

Если под отрядом помещен символ колоска или "щита", значит, на поддержание этого отряда расходуется продовольствие или производственные ресурсы.

В самом низу левой части экрана - склад продовольствия.

В каждом этапе сюда переносятся излишки продовольствия. Когда вся полоска заполнится и будет 100%, размер города увеличивается на 1. Если в городе есть Зернохранилище (Granary), то достаточно заполнить лишь половину этой области.

В правой части экрана показано, какие сооружения имеются в этом городе.

Дотронувшись стилом на любом сооружении, можно продать это сооружение. Hе стоит в начале игры продавать дворец (Palace) - это, может, и приносит некоторую сумму денег, но без централизованной власти дела у нации пойдут совсем плохо.

Справа внизу показано, что именно строится в городе в настоящий момент, и сколько осталось до завершения работ.

Чтобы строительство отряда или сооружения закончилось, вся полоска быть заполнена, естественно, за один этап сюда переносятся только излишки, то есть те "щиты", которые не потребляются приписанными отрядами.

В этой области также имеется две дополнительных кнопки:

Change - изменение вида текущей продукции. Все "щиты", выделенные для старой продукции, автоматически переходят на новую.

Buy - ускорение строительства за счет дополнительной траты денег из казны. Чем дольше осталось до завершения строительства, тем большую сумму придется потратить.

В нижней части экрана посередине находится блок вспомогательной информации о городе. Информация может отображаться в одном из четырех режимов, выбираемых кнопками:

Info - отряды, которые в настоящий момент находятся в городе. Символы укрепившихся отрядов окружены пунктирной рамкой; чтобы снять такой отряд с укрепления и отдать ему приказ, нужно нажать на его символе стилом.

Happy - настроение среди жителей. Информация отображается в несколько строк. Первая строка соответствует исходному настроению среди жителей. Затем в каждой строке показано, как меняется настроение среди жителей из-за определенного внешнего фактора - войск в городе, развлекателей, культовых сооружений; символ фактора помещается в правой части строки. Как правило, влияние таких факторов приводит к снижению числа недовольных. Hаконец, в самой нижней строке показано окончательное распределение, оно совпадает с приведенным наверху слева.

Map - мелкомасштабная карта мира.

View - внешний вид города.

Выход из управления городом осуществляется нажатием на кнопку " BACK" в правом нижнем углу экрана.

Меню приказов


No orders - (все) - в этом этапе текущий отряд больше не двигается и не получает приказов
Wait - - (все) - временно отложить отдание приказа текущему отряду и заняться другими. До конца этапа придется вернуться к этому отряду и решить, что с ним делать
Sentry - (все) - "заморозить" отряд. Он перестает двигаться и не требует приказов, а просто стоит на одном месте. "Замороженные" отряды показаны инверсным цветом. Если по соседству с "замороженным" отрядом окажется противник, он автоматически выйдет из этого состояния.
Home City - (все) - приписать отряд к тому городу, где он сейчас находится.
Pillage - (все) - грабить вражеские сооружения (дороги, шахты, ирригацию). Грабеж приносит некоторый денежный доход, а ограбленное сооружение исчезает с карты. За каждый этап грабежа с квадрата исчезает одно улучшение.
Fortify - (военные) - укрепиться на местности. Это увеличивает силу отряда в защите на 50%. Укрепление действует до тех пор, пока отряд стоит на месте.
Unload - (корабли) - перевести на берег транспортируемые на кораблях отряды
Found New City - (поселенцы) - заложить новый город. Сами поселенцы образуют исходное население города
Add to City - (поселенцы) - добавить поселенцев к существующему городу
Build irrigation - (поселенцы) - построить ирригацию, чтобы на квадрате производилось больше продовольствия
Build mine - (поселенцы) - построить шахту, чтобы получать с квадрата больше "щитов"
Build road - (поселенцы) - построить дорогу или мост через реку. Это увеличивает торговлю на квадрате и позволяет отрядам передвигаться быстрее. Железные дороги строятся поверх уже существующих обычных.
Clean Pollution - (поселенцы) - очистить загрязнения, которые возникают при высоком уровне промышленности.
Disband Unit - (все) - ликвидировать отряд. Восстановить ошибочно ликвидированный отряд вам не удастся, так что будьте внимательны.

рельеф ресурсы территории отнимает ходов у отрядов усиление защиты отряда ресурсы территории (ирригация и шахта) торговля на дорогах
арктика
нет ресурсов 2 +0% нельзя строить дороги не влияют на торговлю
уголь (холмы)

2 +100% Ирригация

дороги не влияют на торговлю
Шахта (Анархия & Деспотизм)

Шахта (остальные)

пустыня
1 +0% Ирригация

Дороги(Республика & Демократия)
Шахта
Дороги (Остальные)
море с рыбой
(Анархия & Деспотизм)

1 +0% нельзя строить Дороги (Республика & Демократия)
(Монархия & Коммунизм)

Дороги (Остальные)
(Республика & Демократия)

 
лес

2 +50%   дороги не влияют на торговлю
лес и дичь
(Анархия & Деспотизм)

2 +50%   дороги не влияют на торговлю
(Остальные)

алмазы в джунглях
(Анархия & Деспотизм)

2 +50%   дороги не влияют на торговлю
(Монархия & Коммунизм)

 
(Республика & Демократия)

золото в горах
(Анархия & Деспотизм)

3 +200% Шахта
дороги не влияют на торговлю
(Монархия & Коммунизм)

(Республика & Демократия)

Grasslands

1 +0% Ирригация
(Кроме Анархии и Деспотизма)
Дороги
(Республика & Демократия)
Дороги (Остальные)
луга

1 +0% Ирригация
(Анархия & Деспотизм)
Нет эффекта
Дороги
(Республика & Демократия)
Ирригация (Остальные)

Дороги (Остальные)
 
холмы
2 +100% Ирригация
дороги не влияют на торговлю
Шахта (Анархия & Деспотизм)

Шахта (Остальные)

степь и лошади

1 +0% Ирригация

Дороги (Республика & Демократия)
  Дороги (Остальные)
джунгли
2 +50%   дороги не влияют на торговлю
 
горы
3 +200% Шахта
дороги не влияют на торговлю
оазис в пустыне
(Анархия & Деспотизм)

1 +0% Ирригация
(Анархия & Деспотизм)

Дороги
(Республика & Демократия)
Ирригация
(Остальные)

(Остальные)

Шахта
(Анархия & Деспотизм)

Дороги
(Остальные)
Шахта
(Остальные)

океан
(Республика & Демократия)

1 +0% нельзя строить  
(Остальные)

 
нефть (болото)

2 +50%   дороги не влияют на торговлю
 
степь

1 +0% Ирригация

Дороги (Республика & Демократия)
  Дороги (Остальные)
река
(Республика & Демократия)

1 +50% Ирригация (Монархия & Коммунизм)

дороги не влияют на торговлю
необходим «Bridge Building»
для постройки дорог
(Остальные)

Ирригация (Республика & Демократия)

река (изгибы)
(Республика & Демократия)


1 +50% Ирригация (Монархия & Коммунизм)


дороги не влияют на торговлю
необходим «Bridge Building»
для постройки дорог
(Остальные)


Ирригация (Республика & Демократия)


болото
2 +50% осушение нет торговли
озеленение
тундра
1 +0% нельзя строить нет торговли